Электромобили в Украине: Инфраструктура на низком старте

Западные страны планомерно уходят от использования авто с двигателями внутреннего сгорания — их постепенно вытесняют более экономичные и менее загрязняющие окружающую среду электромобили. Так, власти Франции, Германии, Великобритании, Норвегии уже объявили о планах отказаться от транспорта с бензиновыми и дизельными двигателями в течение ближайших нескольких десятков лет. К 2040 году, по данным Bloomberg New Energy Finance, электромобили настолько прочно укрепятся на рынке, что составят не менее 54% от числа всех авто, которые будут продаваться в мире.

В Украине на владельцев электрокаров пока смотрят как на первопроходцев — многие потенциальные покупатели все еще присматриваются к тому, как новинка показывает себя в эксплуатации и стоит ли она затрат. Тем не менее, статистика свидетельствует, что количество обладателей электрокаров в нашей стране неуклонно растет.

Так что и автодилеры, и бизнес, который должен обеспечить соответствующую инфраструктуру, уже находятся на низком старте. Или, по крайней мере, должны там находиться.

Авто для городских поездок

Пока электрокары считаются автомобилями преимущественно для поездок в пределах города. Емкость аккумуляторов не позволяет владельцам новинок выезжать далеко от дома, а заправок на междугородних шоссе еще катастрофически мало. Конечно, найти обычную розетку можно и на бензиновых АЗС, и в придорожных кафе. Вот только время зарядки автомобиля в таком случае составит 8-10 часов. Но, как говорит гендиректор Всеукраинской ассоциации автомобильных импортеров и дилеров Олег Назаренко, появление специализированных зарядных станций на украинских дорогах — лишь вопрос времени. Бизнесу только нужно дождаться, когда в стране появится критическая масса владельцев таких авто.

«Чем больше будет электрокаров, тем будет больше бизнесменов, желающих поставить электрозарядную станцию. В основном сейчас покупают электрокары люди, у которых уже есть (бензиновый. — ЦТС) автомобиль для поездок по Украине, и второй (электрокар. — ЦТС) — те, у которых, как минимум, есть гараж, чтобы на ночь поставить на зарядку, или которые живут в частных домах», — отмечает Олег Назаренко.

Именно организацию «цивилизованной» зарядки в спальных районах считает основной задачей сейчас Назар Шимоне-Давида, сооснователь Tesla Club и стартапа Go To-U. «Важный вопрос — решить проблему отсутствия зарядных станций ночью в спальных районах, — говорит он, и добавляет. — Сейчас этот вопрос актуален не только для Украины. Это может выглядеть смешно, но даже в Европе распространена практика, когда из окна выбрасывают удлинитель, чтобы заряжать автомобиль».

В целом, для ежедневных поездок по городу такой кустарной зарядки более чем достаточно. Средний расход электрокара — 15 кВт на 100 км. От обычной розетки за 10 часов авто может зарядиться на 20 кВт, то есть примерно на 133 км, чего достаточно для передвижения в городском режиме.

Но если возникает потребность подзарядиться днем, необходимо искать именно скоростную зарядку, а это уже — своеобразный квест. Точных цифр, сколько зарядных станций имеется в городах Украины и за их пределами, пока, увы нет. Владельцы электрокаров в основном пользуются либо онлайн-картами, обновляемыми в режиме реального времени, либо специальными мобильными приложениями.

Самый популярный из открытых ресурсов — PlugShare. Но полагаться на его данные всецело не стоит, поскольку добавлять и удалять информацию о зарядных станциях туда может любой пользователь, и любая добавленная розетка будет значиться как зарядка.

Для понимания масштабов, так, например, выглядит карта электрозарядных станций Киева и окрестностей.

EV1 (1)

А вот так — Харькова.

EV2

При этом, высокомощные электрозарядные станции — только те, которые обозначены на карте оранжевым цветом.

Существует мнение, что с ростом популярности электромобилей стоимость зарядки электромобиля будет расти. Но есть и другая точка зрения.

По мнению Назара Шимоне-Давида, будущее за теми поставщиками услуг, которые не будут брать плату за подзарядку авто. По его словам, ситуацию со платной зарядкой электрокаров можно сравнить с платным Wi-Fi — имея мобильный интернет, пусть даже и менее скоростной, нет необходимости переплачивать за Wi-Fi.

«Если кто-то пытается брать деньги за зарядку, то, как показывает опыт европейских стран, такая система просто не работает. Потому что люди, в основном, заряжаются ночью дома, и им эта зарядка не так уж сильно нужна, чтобы за нее платить. Но когда есть бесплатный доступ, к нему с радостью все подключаются», — говорит он.

Каким же образом тогда окупать затраты на станцию? Все просто — сопутствующими услугами для клиента. К примеру, в партнерской программе Go To-U более сотни скоростных электрозарядных станций, 39 из которых находятся на АЗС ОККО, где есть кафе, в которых можно перекусить в ожидании завершения зарядки. Весьма удобно, учитывая возможность бронирования станции на конкретное время через мобильное приложение. Пока стартап единственный в Украине работает по такому принципу.

Но и платные станции в данный момент тоже пользуются спросом. Важность их установки постепенно признают в крупных сетях АЗС. К примеру, в начале 2018 года зарядки Fast Charger, способные за полчаса зарядить литий-ионный аккумулятор на 80%, начали активно устанавливать в SOCAR. И не прогадали, ведь, по подсчетам компании, за первый квартал года спрос на них вырос на 50%. Только в Киеве в январе-марте электромобили на заправках сети заряжали 3,3 тыс. раз.

«Это обычное явление, когда наш клиент идет выпить кофе или перекусить донер-кебабом, а за это время его электрокар уже «подкрепился». К тому же, такие станции обеспечивают более безопасный процесс зарядки. К осени 2018 года мы планируем установить подобные пункты подзарядки также на территории Одесской и Львовской областей», — говорит директор розничного направления SOCAR-Украина Игорь Орлов.

Существуют уже и отдельные сети электрозаправок. К примеру, в Украине еще в 2015 году начали открываться станции сети ТОКА. Сегодня их 40 по Киеву, 26 в Одессе, 2 во Львове и по одной — в Тернополе и Ужгороде.

Сеть скоростных зарядных станций для электромобилей под брендом STRUM запустили и в ДТЭК. Сейчас 8 таких станций работает в Киеве, до конца июня их количество вырастет до 10-ти. Здесь 15-20-минутная зарядка авто обеспечит 50-100 км пробега.

«STRUM ставит своей большой целью «электромобилизацию» Украины. На первом этапе создается удобный сервис скоростной зарядки в столице, который позволит быстро заправлять электрокары киевлянам и гостям столицы. Открыты 8 станций. До конца месяца их будет 10″, — рассказал руководитель сети скоростных зарядных станций Игорь Ковалев.

Следующий шаг, по его словам — оборудование зарядок на автотрассах за пределами городов.